26 Февраля 2018

Заявление российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) по поводу скандала с коллекцией Фонда Дилегем, собранной Игорем Топоровским

В конце 2017 года Музей изящных искусств в Генте выставил в своей постоянной экспозиции 24 произведения, принадлежащие Фонду Дилегем и собранные Игорем Топоровским. Судя по этикеткам, они были представлены как работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Алексея Явленского, главных мастеров русского искусства 1910–1920-х годов. Эту атрибуцию полностью приняла и поддержала директор музея г-жа Катрин де Зегер, которая объявила прессе, что столь значительный новый, доселе неизвестный материал даст возможность переписать историю русского авангарда.

Между тем множество специалистов, в основном искусствоведы из России, посетившие выставку или ознакомившиеся с ней по фотографиям, публично выразили сомнения в подлинности представленных картин. Дело было не только в самих произведениях, не соответствующих стилистическим и качественным показателям работ великих русских мастеров. В конце концов, по фотографиям нельзя составить окончательного мнения! Но историки искусства — специалисты по русскому авангарду заявили категорично о несостоятельности всех версий происхождения картин, собранных Топоровским, и публично обосновали свои суждения в средствах массовой информации. Никто, кроме г-на Топоровского и г-жи де Зегер, не взялся защищать подлинность выставленных работ. Частный коллекционер волен собирать и демонстрировать, что ему угодно, в том числе и подделки. Но директор музея в рамках своих профессиональных обязанностей и в пространстве руководимой им публичной институции не должен позволять себе подобной вольности. В данном случае показ сомнительного происхождения работ, вызвавший острую негативную реакцию экспертно-критического сообщества, не только наносит ущерб репутации музея, но и дискредитирует общекультурную и эстетическую значимость наследия великих русских художников ХХ века.

Никто не застрахован от ошибки, особенно если речь идет о непрофильном материале, каким для гентского музея является русский авангард. Допуская добросовестность заблуждений госпожи де Зегер, группа специалистов из разных стран обратилась к ней с открытым письмом, призывая провести научную экспертизу.           

Мы, члены российской секции AICA, крайне озабочены происходящим. Катрин де Зегер хорошо знакома с российскими специалистами, она неоднократно бывала и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, лично знакома с директорами этих институций и, без сомнения, могла без труда получить консультации лучших российских экспертов, но не сделала этого. Хотелось бы, чтобы госпожа де Зегер объяснила свою позицию, что принципиально важно для сохранения доверия в профессиональной среде.

Мы призываем наших бельгийских коллег, а также сотрудников галерей и музеев других стран проявлять повышенную осторожность и не соглашаться на экспонирование, публикации и участие в коммерческом обороте произведений русских художников без научно подтвержденного провенанса и надежной проверки их подлинности.

Леонид Бажанов

Екатерина Бобринская

Тамара Галеева

Нина Геташвили

Ирина Горлова

Антонио Джеуза

Андрей Ерофеев

Галина Загянская

Михаил Каменский

Александр Саминский

Карина Караева

Ирина Карасик

Евгения Кикодзе

Андрей Ковалев

Елена Кульчинская

Елена Куприна-Ляхович

Людмила Лиманская

Юлия Лидерман

Красимира Лукичева

Виталий Пацюков

Елизавета Плавинская

Ирина Пронина

Алиса Прудникова

Елена Селина

Наталья Семенова

Наталья Тамручи

Анна Толстова

Игорь Чириков

Ирина Чмырева

Анна Чудецкая

Ольга Холмогорова

Анна Гор 


Опубликовано: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5409/

Материалы по теме: 

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5290/

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5291/

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5391/

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5406/

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5444/

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5461/


9 Февраля 2018

Протокол открытого заседания Правления (в помещении Арт-кафе «Художник»)

Присутствовали:

Андрей Ерофеев, Нина Геташвили, Леонид Бажанов, Иосиф Бакштейн, Наталья Семенова, Наталья Тамручи, Михаил Каменский, Александр Якимович, Ирина Пронина, Ирина Горлова, Елена Куприна, Ирина Кочергина, а также приглашенные специалисты: искусствовед Ирина Вакар, искусствовед Андрей Сарабьянов, философ Олег Аронсон, философ Елена Петровская, художник Павел Отдельнов, искусствовед Ева Савельева.

 

Обсуждали:

Стратегии поведения экспертно-критического сообщества по отношению к подделкам произведений искусства и некачественным экспертизам (на примере истории с коллекцией Топоровского в Гентском музее).

 

Постановили:

Составить письмо об отношении российской секции AICA к скандалу с коллекцией Топоровского в Гентском музее.

 

 (Производилась видео-съёмка встречи)

20 Сентября 2017

Протокол открытого совещания Правления (в помещении «Открытой галереи»)

Присутствовали: Леонид Бажанов, Иосиф Бакштейн, Нина Геташвили, Наталья Семенова, Анна Чудецкая, Андрей Ерофеев, Наталья Тамручи, Анжелина Лусенто, Наталья Колодзей, Ирина Горлова, Ирина Кочергина, Ирина Колосова (приглашенный участник собрания).

Обсуждали: Стратегию поведения секции в ответ на предложенные Министерством культуры (в лице Владимира Аристархова) формулировки терминов “современное искусство” и “актуальное искусство”:

«Современное искусство — искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения.
Актуальное искусство — искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания».

В процессе обсуждения были приняты следующие решения:

  1. Организовать 15 декабря круглый стол. Тема: Термины “современное искусство” и “актуальное искусство”. Поиск точных определений. Заявки на участие и тезисы выступления принимаются до 1 декабря. Регламент выступления: 5 минут.
    Состав участников круглого стола будет утвержден Правлением секции;
  2. По результатам круглого стола новые опеделения должны быть заверены лингвистической экспертизой, а затем направлены в Министерство культуры;
  3. Назначить следующее открытое собрание правления на конец ноября;
  4. Начать сбор анкет (стандартная анкета AICA-Россия) с обновленными данными. Особенно актуально для участников, вступивших в секцию до 1 июля 2016 года.
7 Апреля 2017

Протокол переучредительного собрания секции в рамках открытого собрания правления (в помещении «Открытой галереи»)

Присутствовали: Андрей Ерофеев, Нина Геташвили, Леонид Бажанов, Иосиф Бакштейн, Наталья Семенова, Наталья Тамручи, Ирина Кочергина.

  1. Составом правления было проведено переучреждение AICA-Россия – некоммерческой негосударственной общественной организацией без юридического лица и юридического адреса.
  2. На основании заочного и очного голосования большинством голосов членов секции (26– за, в том числе 6/8 членов правления; 1 – против*) была принята обновленная версия Устава AICA-Россия. Англоязычная версия будет передана в центральное бюро AICA (Париж).
  3. На конец мая запланировано закрытое (внутри секции AICA-Россия) обсуждение серии московских выставок, посвященных «оттепели».
  4. Продолжается сбор лучших текстов участников секции для альманаха AICA-Россия. Просьба присылать тексты (один на русском, один на английском//это могут быть разные тексты) на aica.info.2016@gmail.com.

«За»

  1. Нина Геташвили
  2. Андрей Ерофеев
  3. Леонид Бажанов
  4. Иосиф Бакштейн
  5. Наталья Семенова
  6. Анна Чудецкая
  7. Лариса Кашук
  8. Елена Цветаева
  9. Михаил Каменский
  10. Елена Селина
  11. Александра Харитонова
  12. Ирина Горлова
  13. Виталий Пацюков
  14. Татьяна Данильянц
  15. Павел Павлинов
  16. Елена Куприна-Ляхович
  17. Карина Караева
  18. Андрей Ковалев
  19. Людмила Бредихина
  20. Тамара Галеева
  21. Ирина Карасик
  22. Светлана Махлина
  23. Галина Зяганская
  24. Юлия Лидерман
  25. Ирина Чмырева
  26. Наталья Тамручи

«Против»

  1. Игорь Чириков
16 Февраля 2017

Протокол открытого совещания Правления (в помещении «Открытой галереи»)

Присутствовали: Андрей Ерофеев, Нина Геташвили, Леонид Бажанов, Иосиф Бакштейн, Анна Чудецкая, Наталья Семенова, Наталья Тамручи, Галина Зяганская, Милена Орлова, Ирина Кочергина.

В процессе обсуждения были приняты следующие решения:

  1. Внести правки, предложенные участниками собрания, в новую редакцию Устава секции. Устав в новой редакции будет принят на следующем собрании Правления.
  2. По предложению М. Орловой, провести внутреннее обсуждение между участниками AICA (без приглашения публики) по теме «Искусство оттепели» на выставках ГТГ и Музея Москвы.
  3. Для альманаха-2016 также принимать публикации других лет. Но предпочтение по-прежнему отдается текстам за 2016 год.
  4. Назначить новую открытую встречу Правленияна 15 марта (время уточняется).
9 Ноября 2016

Протокол открытого совещания правления (в помещении «Открытой галереи»)

Присутствовали: Андрей Ерофеев, Нина Геташвили, Леонид Бажанов, Иосиф Бакштейн, Наталья Семенова, Анна Чудецкая, Наталья Тамручи, Владимир Левашов, Анна Гор, Лиза Плавинская, Елена Куприна, Ольга Давыдова, Юлия Лидерман, Карина Караева, Елена Кульчинская, Анастасия Козаченко, Кети Чухров, Ирина Кочергина.

В процессе обсуждения были приняты следующие решения:

  1. В ближайшее время организоватьдля российских и иностранных журналистов пресс-конференцию, посвященную слиянию ГЦСИ с РОСИЗО.
  2. Вынести на общее письменное обсуждение проект Устава российской национальной секции AICA (по образцу центрального Устава AICA) и представить результат на следующем собрании.
  3. Сбор денег в размере 1000 руб. от каждого члена секции для активизации (написание новой административной панели) и дальнейшей технической поддержки сайта aica.ru. Работу над сайтом планируется начать уже в ноябре.
  4. Начать подготовку ежегодного сборника лучших текстов российских критиков. Предложения по структуре, разделам этого сборника и по конкретным текстам просьба присылать секретарю.
6 Октября 2016

Протокол открытого совещания Правления (в помещении «Открытой галереи»)

Присутствовали: Елена Куприна, Ольга Постникова, Анджелина Лусенто, Наталья Семенова, Анна Чудецкая, Анна Гор, Ольга Холмогорова, Наталья Тамручи, Елизавета Плавинская, Наталья Смолянская, Ирина Кочергина, Андрей Ерофеев.

Обсуждали:

  • Коллективное письмо протеста по поводу упразднения ГЦСИ, адресованное российскому обществу и коллегам из других национальных секций;
  • Финансовую ситуацию российской секции;
  • Сайт aica.ru.

Выступали:

Е.Куприна: Это письмо – чисто протестное и результатов не принесет. Его посылать и печатать не стоит.Нужно писать другое письмо с предложением разобраться и восстановить ГЦСИ в своих правах.Стоит направить его в правительство О.Голодец.Она там наиболее развернутая в сторону современной культуры. Помогла в свое время нижегородскому филиалу ГЦСИ получить здание Арсенала в Кремле.

А.Чудецкая: Письмо написано в резких тонах и посылать, а также печатать его не стоит. Выступаю за новое письмо к Голодец.

Н.Семенова: Письмо хорошее, но его следует откорректировать.

Н.Тамручи: Я против этого письма. Нужна иная аргументация, понятная чиновникам, нужно использовать их язык, писать о «контроле над искусством», который осуществлял ГЦСИ, а теперь искусство уйдет на улицы и радикализируется. Надо внушить идиотам в министерстве, что с такой политикой они проиграют.Надо начать с ними игру.

Ольга Постникова: Не согласна с предложениями Тамручи. Письмо написано хорошо, его надо посылать. Оно достаточно подробное, прописано качественное отличие Росизо и ГЦСИ – это важно. Такие письма сейчас очень нужны.Они выражают позицию сообщества, а вовсе не должны преследовать конкретную цель изменения решений политиков.Тем более, что никто и слушать нас не станет.

А.Гор: Письмо опоздало. Надо было протестовать активнее в мае – тогда можно было еще спасти ГЦСИ, А сегодня что плакать по волосам, когда отрезана голова.Я тоже за письмо Голодец.

О.Холмогорова: ГЦСИ письмом уже не поможешь, а нам оно может существенно повредить. Вот нагрянут сюда казаки!

Н.Смолянская: Надо искать иные аргументы, а не ругать Росизо. Например, что сейчас больше не осталось государственных выставочных залов для современного искусства, а это не нормально для столицы.Есть коллекция ГЦСИ, но теперь ее негде показывать.

И.Кочергина: Письмо стоит послать на конгресс AICA, который на следующей неделе состоится на Кубе.Поэтому надо торопиться с правкой и переводом.

А.Ерофеев: Я уважаю высказанные точки зрения и поддерживаю второе письмо, которое будет послано О.Голодец с надеждой, что та разберется и как-то включится в эту ситуацию. Я принимаю ваше нежелание видеть письмо напечатанным в российской прессе – нам предложили его опубликовать в «Артньюспейпер».ОК, не будем печатать.Но в нашей организации принято уважать свободу мнений каждого.Правление составило это письмо, оно его подписало и, если вы не поддерживаете его, то мы отправим его на конгресс в качестве позиции не секции, а ее отдельных членов.Тем более, что помимо Правления есть еще несколько членом нашей секции, кто это письмо поддержал.

Было объявлено, что все долги секции по отношению к головной организации будут ликвидированы уже в этом месяце.А.Чудецкая попросила освободить ее от обязанностей казначея.Новым казначеем предложено избрать Е.Плавинскую.

В настоящий момент доступ к модерированию контента aica.ru закрыт за отсутствием подходящей административной панели. Создатель сайта Юрий Пластинин предложил написать новую “админку”.

Постановили:

  1. Нынешнее письмо откорректировать, перевести и направить на конгресс.
  2. Второе письмо (адресованное О.Голодец) составляет Н.Тамручи.
  3. Казначеем секции назначается Е.Плавинская.
  4. Вопрос сайта оставить открытым.
  5. Следующая встреча назначена на 10 ноября (19ч), также в "Открытой галерее".
26 Августа 2016

Протокол совещания Правления (в здании ГЦСИ)

Присутствовали: Андрей Ерофеев, Нина Геташвили, Леонид Бажанов

В процессе обсуждения были приняты следующие решения:

  1. Утвердить кандидатуры Зинаиды Стародубцевой, Милены Орловой, Михаила Каменского, Виталия Пацюкова, Анастасии Козаченко, Андрея Ковалева, Эллы Россман, Игоря Гулина, Николая Ерофеева, Юлии Лидерман, Kitty Brandon-James, Павла Герасименко в новые члены российской секции AICA. На международном Конгрессе AICA (12.10.2016) представить их анкетные данные для окончательного утверждения.
  2. На международном Конгрессе AICA (12.10.2016) представить Заявление российской секции AICA по поводу упразднения Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).
  3. До 15 сентября получить подтверждение о дальнейшем сотрудничестве от всех членов российской секции AICA.
  4. Провести инвентаризацию секции.
  5. Начать поиск нового помещения для секции.
  6. С помощью графического дизайнера и программиста обновить дизайн и интерфейса сайта aica.ru; создать эмблему российской секции AICA.
  7. Назначить Ирину Кочергину секретарем российской секции AICA с ежемесячным окладом в 15 тыс. руб.
  8. Провести следующее заседение Правления 1 октября в 17ч в здании ГЦСИ.