Андрей Владимирович Ерофеев

кандидат искусствоведения, критик, куратор
Родился 25 июня 1956 г. в семье советских дипломатов в Париже. В 1978 окончил исторический факультет Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова по специализации история искусства. В 1984 защитил кандидатскую диссертацию, посвященную художественному объединения «Мир Искусства». С 1982 по 1989 работал научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства. Исследовал стиль модерн и неоклассицизм в русской архитектуре. Одновременно увлекся изучением и коллекционированием советского нонконформистского искусства. Поставил себе задачу создать стартовую коллекцию для будущего музея современного искусства в Москве. Первая коллекция работ московских художников-нонконформистов была собрана и в 1983 предложена в качестве дара ГМИИ им. Пушкина. Музей коллекцию отверг (за исключением нескольких десятков графических листов). Продолжил формирование коллекции с 1989 в новообразованном Музее декоративно-прикладного искусства народов СССР ( ныне музей-заповедник «Царицыно»), где создал сектор новейших течений. В 2001 коллекция, насчитывающая более двух тысяч произведений, приказом Министерства культуры была передана в Государственную Третьяковскую галерею, где для ее хранения был образован возглавляемый Ерофеевым отдел новейших течений. Отдел инициировал в ГТГ на Крымском валу регулярные выставки современных и актуальных художников, создал лекторий, библиотеку, архив по новейшему искусству и первую в стране постоянную научную экспозицию неофициального искусства. В 2008 работа отдела была пресечена дирекцией. Был изгнан из Третьяковской галереи за проведенную в Париже вопреки мнению Министерства культуры РФ выставку «Русский Соц-арт», а также за ряд проектов, объединенных идеей «десоветизации Третьяковки». С 2008 по 2009 был фигурантом громкого процесса в Таганском суде Москвы, которой инициировала ультраправая православная группировка «Народный собор». Был осужден по надуманному обвинению в оскорблении чувств верующих как устроитель выставки «Запретное искусство-2006», в которой документировал возвращение в Россию цензуры. С 2008 Ерофеев работает вне институций, как свободный куратор и художественный критик. Был колумнистом журнала «Артхроника», а ныне регулярно публикуется в журнале «Искусство». Входил в состав жюри и был членом экспертного совета премий «Приз Кандинского», а также премии «Инновация». В 2016 избран со-председателем российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA). За собирательскую деятельность и пропаганду российского современного искусства награжден французским орденом «Рыцарь искусств и изящной словесности» и специальным призом за кураторские проекты в рамках премии «Инновация». Автор более 50 выставок, проведенных в России, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландах, Словакии, Франции, Черногории, Чехии, Швеции, Японии.
Основные кураторские проекты, выставки
  • Московская  абстракция 1960-х годов - в рамках 17-ой Молодежной выставки. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва, 1986
  • Ретроспектива (совместно с Леонидом Бажановым и Виталием Пацюковым).    Муниципальный выставочный зал «Дом 100» в Беляево, Москва, 1987
  • 23 образа французского искусства.  Центральный дом художника, Москва, 1989
  • Филипп Перен: мой последний бой. Спортивный зал на Хорошевском шоссе, Москва, 1990
  • Открытие московского музея современного искусства (выставка-акция). Руины и парк музея «Царицыно», Москва, 1990
  • В сторону объекта. Муниципальный выставочный зал «На Каширке»,  ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1990
  • В сторону объекта. В рамках выставки:  «В СССР и за его пределами». Музей Стеделик , Амстердам, (с каталогом), 1990
  • Экс-позиция.  Муниципальный выставочный зал «Дом 100» в Беляево, Москва, 1990-1991
  • Современное советское искусство от оттепели до перестройки. Музей Сетегайя, Токио (с каталогом), 1991
  • В комнатах (жанр инсталляции в советском авангардном искусстве последних 40 лет).  Дом искусств, Братислава (с каталогом), 1991-1992
  • Новое имя  (совместно с Евгенией Кикодзе). Дворец молодежи, Москва, 1992
  • Отходы. Центр Славянской письменности и культуры, Москва, 1992
  • Предшественники русского поп-арта: М.Рогинский, Б.Турецкий и М.Чернышов. Центральный дом художника, Москва, 1993
  • Художник вместо произведения (совместно с  Надин Десандр,  Сабиной Дрейер,  Евгенией Кикодзе). Центральный дом художника, Москва,1994 (с путеводителем)
  • В комнатах и Академия  – выставки в рамках 2-ой Цетинской биеннале  современного искусства Цетинье , Черногория, 1994 (с путеводителем).
  • Искусство под запретом. Художники нон-конформисты в России 1957-1995. Музеи в Людвигсхафене, Касселе, Альтенбурге, Германия,1995 (с каталогом)
  • Мультипликация.  Муниципальный выставочный зал «На Каширке» , ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1995
  • Эстетика оттепели. Русское искусство между  1956 и 1964 гг. (Совместно с Е.Кикодзе). Муниципальный выставочный зал «На Каширке» , ул. Академика Миллионщикова, Москва, 1996
  • Валерий Кошляков. Место жительства. Русская галерея центра, Женева, 1997 (с каталогом)
  • История в лицах . Выставка современного русского искусства 1956-1996 (Совместно  с  Е.Кикодзе).  Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург, 1997 (с каталогом)
  • Перемещения, Новая икона и др. Выставки 3-ей Цетинской биеннале современного искусства /. Цетинье, Черногория, 1997 (с путеводителем)
  • Русское искусство в 15-ти судьбах (1956-1996). Выставочный центр «Мучарнок», Будапешт, 1997 (с каталогом)
  • Русское искусство от абстракции до концептуализма. Экспозиция музея современного искусства, раздел 1. Центральный Дом Художника, Москва, 1999
  • Герои XXI века (Современное искусство в российской провинции – серия из 7 выставок). Выставочные залы и галереи, Москва, 1999
  • Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве. (Совместно с Дмитрием Константинидисом , Жан-Ивом Жуаннэ, Евгенией Кикодзе) / Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон (Франция). 1999-2000 (с каталогом)
  • Полюс холода. Русское искусство 1990-х годов. (Совместно с Евгенией Кикодзе) Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Париж. 1999-2000
  • Медицинская герменевтика и ее круг. Центральный Дом Художника, Москва, 2001
  • Дефиле в гардеробе (актуальное искусство и модаL-Галерея). Москва, 2001(совместно с Татьяной Волковой)
  • Жилая скульптура  и  Разговор с прохожим – выставки в рамках 4-ой Цетинской биеннале  современного искусства . Цетинье , Черногория, 2002 (с путеводителем)
  • Актуальный репортаж. Передвижная выставка новейшего искусства по городам Н-Новгород, Тольятти, Новосибирск, 2002 (совместно с Татьяной Волковой)
  • Московская абстракция. (1956-2000). Третьяковская галерея, Москва, 2002 – 2003
  • Смотровая площадка. Творческие программы актуального искусства. Центральный дом художника, Москва, 2003 (совместно с Татьяной Волковой)
  • Эрик Булатов. Живу – Вижу. Третьяковская галерея , Москва, 2003
  • Илья Кабаков. 10 персонажей. Третьяковская галерея, Москва, 2003
  • Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве (1960 – 2000). Специальный проект в рамках Первой Московской биеннале современного искусства (руководитель кураторской группы). Третьяковская галерея, Москва, 2005  (с каталогом)
  • Русский поп-арт. Третьяковская галерея, Москва, 2005, (руководитель кураторской группы)
  • Эрик Булатов. Вот. Третьяковская галерея, Москва, 2006 (совместно с Александрой Харитоновой) (с каталогом)
  • Соц-арт. Политическое искусство в России. Третьяковская галерея, Москва, 2007 (руководитель кураторской группы)
  • Пьерик Сорен. Видеопрыжок. Центральный дом художника, Москва, 2007 (с каталогом)
  • Русский Соц-арт. Культурный фонд «Ля мэзон руж», Париж, Франция, 2007
  • Запретное искусство – 2006. Музей и общественный центр им. А.Д.Сахарова, Москва, 2007
  • Русский леттризм. Центральный дом художника, Москва, 2009
  • Когда художник берет фотоаппарат. Центр современного искусства. Новосибирск, 2009
  • Леонид Соков. Угол зрения. Московский музей современного искусства, Москва, 2012 (с каталогом)
  • В полном беспорядке. Русское искусство сегодня. Выставочный центр искусств Санта Моника, Барселона, Испания, 2012 (с каталогом)
  • Случай Пусси Риот. Выставочный цент «Палэ де Токио», Париж, Франция, 2012
  • Breaking the Ice: Moscow Art 1960 – 1980s. Музей Саатчи-гэлери, Лондон, Великобритания,  2012 (с каталогом)
  • Красота неприглядности.  Муниципальные выставочные залы «Галерея Беляево» и «На Каширке», Москва, 2014 (с каталогом)
  • Пусси Риот и русская традиция художественного протеста. Международный центр современного искусства Мит-Фабрика, Прага, Чехия, 2013
  • Пусси Райот против казаков. The Havremagasinet  - выставочный центр современного искусства. Боден, Швеция (с каталогом). Выставка продолжена  в 2015 г. в Академии искусства ISBA в  г. Безансон, Франция
  • Post Pop: East meets West.  Музей Саатчи-гэлери, Лондон, Великобритания, 2014 ( совместно с Марко Ливигстоном и Чанг Цонг-Зунгом) (с каталогом)
  • Владимир Немухин. Грани формализма. Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция. Московский музей современного искусства, Москва, 2015 (с каталогом)
  • Сны о поп-арте (путевые альбомы Леонида Сокова). Галерея Робера Валлуа, Париж, Франция, 2015 (с каталогом)
  • Пустырь и пустошь. (константы национальной пейзажной школы). Центр современного искусства «Заря», Владивосток, 2016
  • Постсупрематизм Александра Юликова. Московский музей современного искусства, Москва, 2017