Милена Вячеславовна Орлова

06.12.1967 г.р., Москва
Образование
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, отделение истории и теории искусства, специальность – искусствовед, историк искусства, 1992
  • Аспирантура Российского института искусствознания по специальности «Русское искусство», (диссертацию не написала), 1994
  • Аспирантура в Центрально-Европейском Университете (Прага) по специальности «Теория и философия искусства», 1993-1994
Специализация
  • Современное русское искусство от 1950-х по наши дни
  • Современное мировое искусство
Место работы, должность
  • Ежемесячная газета и сайт об искусстве The Art Newspaper Russia, главный редактор (с 2012 по н.в.)
  • 1987: работала в творческом объединении \"Эрмитаж\"
  • 1990-1993:  искусствовед Архива современного искусства общества \"А-Я\"
  • 1993-1994: ответственный секретарь \"Художественного журнала\"
  • 1994-1995: координатор программ Института Современного искусства, Москва
  • 1995-1997: старший научный сотрудник отдела теоретических и прикладных исследований Государственной Третьяковской галереи
  • С 1995 художественный обозреватель журнала \"OM\"
  • С 1997 корреспондент отдела культуры, заместитель заведующего отделом культуры ИД \"Коммерсант\"
  • С 2009 по 2011 главный редактор журнала \"Артхроника\"
Преподавание (лекционные курсы)
  • 2015: «Национальное на фоне глобального: как устроен современный российский арт-рынок. Самые дорогие художники, самые успешные галеристы, самые знаковые коллекционеры, самые важные аукционные дома», в рамках ежегодных курсов искусствоведения. МАММ и аукционный дом Phillips

14.01.15. 
Несколько главных заблуждений о российском рынке искусства. Его отличия и сходство с мировой практикой. Представление основных игроков и системы в целом: ярмарки, галереи, аукционные дома, коллекционеры.

21.01.15. 
Первичный и вторичный рынок. Антиквариат и современное искусство: в чем разница на рынке? Тонкая грань между коммерческим и некоммерческим: краткая история российских галерей и ярмарок.

28.01.15
. Рейтинг самых дорогих российских авторов. От чего зависит цена на художника и как возникают аукционные рекорды. «Интернациональные» русские имена и локальный художественный вкус.

04.02.15. 
Патриотизм и глобализм. Как российские игроки влияют на мировой художественный рынок. Рейтинг влиятельных коллекционеров и судьбы их коллекций.

11.02.15. 
Все смешалось, или новые формы дистрибуции искусства. Художники, которые открывают галереи. Ярмарки, похожие на выставки и выставки, похожие на ярмарки. Аукционы при галереях. Галереи при коллекционерах и аукционнных домах. Он-лайн аукционы.

  • 2014: курс лекций «Свое чужое: как плагиат стал художественным приемом. Проблема авторства в современном искусстве», в рамках курса «История современного и актуального искусства». МАММ и аукционный дом Phillips

15.01.2014. 
От Венеры до Мэрилин. Классическая иконография и репродуцирование образа. Что общего у Эдуарда Мане и Энди Уорхола? Мифологические герои современности, иконы модернизма, медийные хештэги («яблоки Сезанна», «Черный квадрат», «Суп кемпбелл», «Акула Херста»). Найди десять отличий, или коварство терминологии. Иконография, сюжет, реплика, копия, омаж, авторское повторение, аппроприация, цитата, плагиат.

22.01.2014
. Рука художника. Технический прогресс и понятие уникальности. Тиражирование и машинное производство искусства. Мастерские и фабрики — наемные исполнители и авторство. Революция реди-мейда и обожествление технологии. «Средство и есть сообщение». Как технический прием становится уникальной «авторской» манерой — не «что», а «как». Приключения репродукций и фотографии в мире современного искусства. Уорхол, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Джон Балдессари, Рой Лихтенштейн, Иван Чуйков, Нэн Голдин.

29.01.2014. 
Что в имени тебе моем? Анонимное и подписное. «Фиктивные» авторы, авторы-персонажи, художники-бренды, художник как коллекционер. Аппроприация и симуляция. Свое чужое. Илья Кабаков, Синди Шерман, Бэнкси, братья Чепман, Джеф Кунс, Ричард Принс, Дубосарский и Виноградов, Владимир Архипов.

05.02.2014. 
Опасности цитаты. Свобода заимствования в эпоху интернета и политической корректности. Громкие судебные разбирательства и юридические казусы, касающиеся авторского права в художественной сфере. Артистический вандализм и преступления против вкуса. Бродячие сюжеты акционизма — или кто автор человека-собаки? Бренер и Малевич. Георгий Пузенков и Хельмут Ньютон. Дело Авдея Тер-Оганьяна, дело выставки «Осторожно, религия!» и другие громкие случаи последнего времени.


Основные кураторские проекты, выставки
  • 2005: Выставка «Охотники за привидениями» в рамках русского участия на II Международной пражской биеннале современного искусства. Сокуратор и автор статьи в каталоге выставки. Вместе с Александрой Обуховой. 15 участников, в том числе Андрей Монастырский, Вадим Захаров, Константин Батынков, Сергей Шутов, Анатолий Осмоловский, Никита Алексеев, Айдан Салахова, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышов, Ирина Корина и другие
Конференции (доклады) последних лет
  • 2016: модератор дискуссии о культурном лидерстве, ГТГ
  • 2014: лекция «Арт-журналистика», РГГУ
  • 2013: круглый стол «Меняющийся фокус: русская и восточноевропейская фотография 1980-х-1990-х», Новый манеж. Организатор Sotheby’s
  • 2012: вводный доклад на конференции «Современное искусство в России», Лондон. Организаторы – Британский совет, Calvert foundation
  • 2011: лекция «От богемы к истеблишменту. Новый социальный статус современного искусства», ГЦСИ
  • 2009: лекции «Арт-Интернационал», «Современное искусство –драгоценный мусор или протест и обольщение?», ММСИ
Книги
  • Соавтор книги «Живопись без границ. От поп-арта до концептуализма». Вместе с Александрой Обуховой. Москва, Галарт, 2001
  • Книга к выставке «Реконструкция-1990-2000» (куратор Елена Селина). Под рекдакцией А. Обуховой. Москва, 2014
  • Один из авторов каталога выставки «Игорь Макаревич, Елена Елагина. В пределах прекрасного. Объекты и инсталляция» в Государственной Третьяковской галерее, 2005
  • Каталог коллекции современного искусства «Ринако». Москва, 1993
  • Landscape after battle – 2. /Каталог выставки Kyiv Art Meeting, Киев, 1995
  • Каталог «Фотобиеннале-96» (каталог первой московской фотобиеннале, куратор Ольга Свиблова)
Избранные публикации
  • 2008: Интервью с Борисом Орловым // Борис Орлов “Воинство земное и воинство небесное». Каталог выставки в Московском музее современного искусства
  • 2006: «Возвышенный Пивоваров»// Каталог персональной выставки В. Пивоварова «Едоки лимонов» в Государственной Третьяковской галерее; http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1284
  • с 1990 – регулярные публикации в периодической печати: газеты «Гуманитарный фонд», «Вернисаж», «Независимая газета», Коммерсант-Daily, журналы «Столица», «Знание-сила», «Художественный журнал», Vogue, GQ, Артхроника и другие
  • 1997 – серия статей о выставках в журнале «Итоги»: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Кулик, Гия Ригвава, «Экология пустоты», «Водка», фестиваль КУКАРТ и др.
  • Статьи для Артхроники artchronika.ru/tag/милена-орлова/
  • Статьи для Коммерсанта www.kommersant.ru/authors/125
  • Статьи для The Art Newspaper Russia www.theartnewspaper.ru/authors/Milena-Orlova/
Избранные теле-, радиопередачи
  • 2004-2005: ведущая цикла еженедельных передач о художественной жизни на радио «Культура» (совместно с Сергеем Хачатуровым)
  • Отдельные интервью для «Эхо Москвы», «Вести ФМ», радио «Свобода»
  • Телеканал Культура: Новости, «Наблюдатель», «Тем временем» (участие в качестве приглашенного эксперта)
  • Телеканал «Дождь» (участие в качестве приглашенного эксперта)
Членство в других творческих и общественных объединениях
  • Член Общественного совета Государственного конкурса в области современного искусства «Инновация»
  • Член жюри независимой премии «Кариатида»
  • Независимый приглашенный эксперт в разработке концепции развития Государственной Третьяковской галереи (2016)
  • Член Общественного совета при министерстве культуры РФ (с 2014)
  • Член жюри ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia (с 2013)
  • Член экспертного совета «Инновации»
Иностранные языки
  • английский